Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Тревожность у детей.

 Причины появления и способы преодоления

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребёнок не может понять, как и чём угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи. Всё это отнюдь не способствует развитию ребёнка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребёнка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребёнка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • Неадекватными, чаще всего завышенными тре­бованиями;

Необходимо подчеркнуть, что формирование тревожности у детей чаще всего является следствием неправильного воспитания. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребёнка. Иногда этосвязано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своём ребёнке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами.

Так, добив­шись высокого положения в обществе или ма­териального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать или учиться сверх меры. Также нередки слу­чаи, когда родители сами являются высокотре­вожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребёнок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребёнок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, кото­рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребёнка от любых реальных и мнимых уг­роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способст­вует нормальному развитию ребёнка, реализа­ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

К сожалению, как показали исследования специалистов, большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребёнка. Поэтому важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребёнку является самоанализ родителями своего педагогического воздействия на ребёнка и своих побудительных мотивов в общении с ним. Кроме того родителям тревожного ребёнка следует быть последовательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребёнку родителей и учителей.

Как родители могут помочь ребёнку преодолеть тревожность?

Помощь тревож­ным детям целесообразно оказывать в трёх основ­ных направлениях: во-первых, по повышению самооцен­ки ребёнка; во-вторых, по обучению ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситу­ациях, травмирующих ребёнка.

Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка. Проявляйте искреннюю заботу о нём, и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам. Не сравнивайте личность ребёнка с личностными качествами других детей, принимайте ребёнка таким, каков он есть. Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями, а не с неудачами.

Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен ещё и телесный контакт с ребёнком, который очень важен.

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка. Зная о трудностях ребёнка, а так же в случае, если ребёнок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребёнок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ребёнка. Роли следует распределять сле­дующим образом: за «трусливую» куклу го­ворит ребёнок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позво­лит ребёнку посмотреть на ситуацию с раз­ных точек зрения, а пережив вновь «непри­ятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребёнком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

 Родителям важно знать!

Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребёнку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребёнок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продлёнку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребёнка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Заранее готовьте тревожного ребёнка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребёнка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьёзная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...».

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

 

12.12.2019

Профсоюзные звезды Фрунзенского района!

Подробнее...

09.12.2019

6 декабря 2019 года на базе ГУО «Гимназия № 37 г. Минска» прошло повышение квалификации учителей всех квалификационных категорий, преподающих учебный предмет «Человек и мир» в V классе согласно плана ГУО «Минский городской институт развития образования»

Подробнее...

05.12.2019

4 декабря в ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска» состоялся праздник «Посвящения в правоведы»

Подробнее...

04.12.2019

В Центре "Зорка" состоялась творческая встреча с Заслуженным артистом Республики Беларусь Евгением Анатольевичем Крыжановским

Подробнее...

04.12.2019

ТРАЕКТОРИЯ МОЛОДОСТИ

Подробнее...

04.12.2019

Мир творчества доступен для всех!

Подробнее...

03.12.2019

28 ноября 2019 года в рамках районного этапа городского конкурса «Столичный учитель - столичному образованию 2020» в номинации "ДЕТСТВО. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ» состоялся заключительный тур «Реклама методического приема».

Подробнее...

Поиск по сайту

Меню раздела

Опросы

Какие составляющие здорового образа жизни на Ваш взгляд наиболее важны?

Голосовать