Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Трудности адаптационного периода

«Трудности адаптационного периода у пятиклассника и пути их преодоления»

 

Пятый класс – важный этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы.

С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного. Вот почему на праздничной линейке можно увидеть как восторженные радостные лица, так и скучающие, обречённые на непосильный труд.

 

Трудности адаптационного периода.

Разные дети – разное отношение к урокам. Именно такими неодинаковыми пришли они в 5 класс, где столкнулись с трудностями адаптационного периода.

В чем особенности этого периода и что требуется от пятиклассников и их родителей, чтобы успешно преодолеть сложности – обо всём этом расскажет психолог.

В 5 классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из 4 класса в 5 совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Что вызывает стресс у пятиклассников?

Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» на Iступени обучения на «самого младшего» на IIступени обучения – все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Факторы, затрудняющие адаптацию:

Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К учащимуся впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребёнку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

Рекомендации для родителей пятиклассников.

Как помочь школьнику сохранить работоспособность:

Вернувшись из школы, ребёнок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку;

Ребёнку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30 – 45 минут следует делать 15-минутные перерывы;

Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии – сон. Дети 8 – 10 лет должны спать не менее 10 часов, 12 – 15 лет должны спать не менее 8 – 9 часов.

Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о дезадаптации школьника?

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

усталый, утомленный вид ребёнка;

нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне;

стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

нежелание выполнять домашнее задание;

негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

жалобы нате или иные события, связанные со школой;

беспокойный ночной сон;

трудности утреннего пробуждения, вялость;

постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Какие рекомендации можно дать родителям для успешного преодоления адаптационного периода?

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах;

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребёнка не реже, чем раз в месяц. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребёнка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к собственному учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Узнайте программу и особенности школы, где обучается ваш ребёнок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребёнка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.

Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть все необходимое для выполнения их наилучшим образом. Однако если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например:

любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению;

любит играть – покупайте справочники, так возникает стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.

Будьте оптимистами и научите этому своего ребёнка.

 

17.01.2020

В ГУО «Средняя школа № 6 г. Минска» 16.01.2020 состоялась встреча представителя Фрунзенского (г. Минска) районного отдела следственного комитета Республики Беларусь с учащимися 11 – х классов

Подробнее...

17.01.2020

III этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение»

Подробнее...

17.01.2020

Учащиеся ГУО «Средняя школа №16 г.Минска» 17 января приняли участие в празднике «Рождественские колядки» в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Фрунзенского района г. Минска»

Подробнее...

13.01.2020

Совещание с заведующими учреждений дошкольного образования Фрунзенского района

Подробнее...

13.01.2020

Пленум Фрунзенского районного г. Минска комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки

Подробнее...

10.01.2020

Благотворительная рождественская акция «Поделюсь теплом своей души» во Фрунзенском районе

Подробнее...

08.01.2020

Рождественские традиции не имеют границ

Подробнее...

Поиск по сайту

Меню раздела

Опросы

Какие составляющие здорового образа жизни на Ваш взгляд наиболее важны?

Голосовать