«Трудности адаптационного периода у пятиклассника и пути их преодоления»
Пятый класс – важный этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы.
С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного. Вот почему на праздничной линейке можно увидеть как восторженные радостные лица, так и скучающие, обречённые на непосильный труд.
Трудности адаптационного периода.
Разные дети – разное отношение к урокам. Именно такими неодинаковыми пришли они в 5 класс, где столкнулись с трудностями адаптационного периода.
В чем особенности этого периода и что требуется от пятиклассников и их родителей, чтобы успешно преодолеть сложности – обо всём этом расскажет психолог.
В 5 классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из 4 класса в 5 совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Что вызывает стресс у пятиклассников?
Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» на Iступени обучения на «самого младшего» на IIступени обучения – все это является довольно серьезным испытанием.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Факторы, затрудняющие адаптацию:
Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К учащимуся впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.
На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребёнку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.
В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
Рекомендации для родителей пятиклассников.
Как помочь школьнику сохранить работоспособность:
Вернувшись из школы, ребёнок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку;
Ребёнку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30 – 45 минут следует делать 15-минутные перерывы;
Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии – сон. Дети 8 – 10 лет должны спать не менее 10 часов, 12 – 15 лет должны спать не менее 8 – 9 часов.
Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о дезадаптации школьника?
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
усталый, утомленный вид ребёнка;
нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне;
стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежелание выполнять домашнее задание;
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
жалобы нате или иные события, связанные со школой;
беспокойный ночной сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Какие рекомендации можно дать родителям для успешного преодоления адаптационного периода?
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах;
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребёнка не реже, чем раз в месяц. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребёнка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к собственному учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Узнайте программу и особенности школы, где обучается ваш ребёнок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребёнка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.
Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть все необходимое для выполнения их наилучшим образом. Однако если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например:
любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению;
любит играть – покупайте справочники, так возникает стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
Будьте оптимистами и научите этому своего ребёнка.